Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 02.02.2025, 04:29
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Поиск

Категории раздела

Календарь

Именины

Общение

Публикации

Главная » Статьи » Статьи

История православных молодежных объединений в России

  Если говорить об императорской России, то мы увидим, что православных молодежных объединений в ней фактически не было. Более того: в 19 и, особенно, в начале 20 века, в духовных семинариях, где готовились будущие пастыри, формировались нелегальные антиправительственные кружки, очень высока была революционная активность семинаристов.

В Советской России легальных православных молодежных объединений не могло быть по определению. Атеистическое государство все силы прилагало к тому, чтобы не допустить молодых людей в Церковь. Огромные усилия для этого предпринимались государственной машиной. Попытка создать православное молодежное объединение даже в сравнительно мягкий период правления Л.И. Брежнева могла повлечь уголовное преследование, о чем можно с уверенностью говорить, если вспомнить о репрессиях к участникам религиозных семинаров 70-х годов 20 века.

Принятый 1 октября 1990 года Закон "О свободе совести и религиозных организациях" открыл благоприятные возможности для создания новых церковных организаций, в том числе и молодежных. Важнейшими задачами, которые решали эти организации, были: религиозное просвещение детей и молодежи в воскресных школах, благотворное влияние на духовно-нравственное состояние подрастающего поколения, попечение о воспитании приходящих в Церковь ее новых молодых членов, противостояние инославному прозелитизму и разрушительной деятельности сект.

В декабре 1990 года Священный Синод вынес решение о создании единой молодежной организации Русской Православной Церкви. Как следствие этого решения, 25 января 1991 года, в день памяти святой мученицы Татианы, на Съезде православной молодежи, проходившем в Московском Государственном Университете, было создано Всецерковное Православное Молодежное Движение Московского Патриархата (ВПМД). В него вошли представители появившихся уже православных братств, молодежных организаций при приходах, скаутских групп.

Председателем ВПМД стал епископ (в настоящее время митрополит) Александр (Могилев). 11 ноября 1994 года специальным Распоряжением Президента Российской Федерации архиепископ Александр был введен в Совет по делам молодежи при Президенте РФ.

В 1991-92 годах были созданы отделения Движения в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Кирове, Туле, Рязани, Ставрополе, Смоленске, Петрозаводске и некоторых других епархиях Русской Православной Церкви.

Главными целями, которые Священноначалие поставило перед Движением, являются привлечение детей и молодежи в лоно Матери Церкви, а также объединение групп молодых православных христиан для участия в церковной жизни.

Основные принципы деятельности Движения изложены в Концепции молодежного служения Русской Православной Церкви, принятой Священным Синодом в апреле 2000 года. Как отмечалось в «Концепции молодежного служения Русской Православной Церкви», «призыв к деятельному служению, обращенный к современной молодежи, способен привести ее в лоно Православной Церкви. В Церкви молодое поколение может обрести истинные ценности, ориентиры, жизненную опору, получить подлинные условия для раскрытия своего внутреннего потенциала. И по сию пору, то есть и в настоящее время Русская Православная Церковь, пережившая долгие десятилетия гонений и несвободы, восстанавливает свои структуры. Сделаны большие шаги в формировании системы богословского образования, в организации духовно-просветительской работы.

Сегодня назрела еще одна потребность церковного служения — в организации молодых людей, и это теперь непосредственная задача приходской общины.

Церковный приход должен уделить особое внимание возможности организовать общение молодых людей. Общение, в котором молодежь могла бы, в первую очередь, обрести реальный опыт церковной жизни, выразить себя в диаконическом (социальном) служении, найти благочестивых друзей.

Освящение всей жизни молодого человека в том и состоит, чтобы все пути его были пред Господом.

Процесс православного образования должен охватить все стороны жизни молодого человека. В том числе и такую важную для него, как свободное время — внеурочное время, выходные дни, каникулы. Молодой человек должен иметь возможность организовать свой досуг в церковной общине. В церковной общине подросток или юноша должен найти ответы на самые сокровенные и важные для него вопросы, получить опыт общежития и даже основы практических жизненно важных навыков».

В своем слове на съезде православной молодежи, стоявший у истоков организации молодежного движения в России архиепископ (ныне митрополит) Александр в частности сказал: «Что мы сегодня знаем о молодежи? Россия 1990-х - это общество, в котором формировался характер нынешних молодых людей. Да, оно было свободным, но диктовало новые, непривычные и очень жесткие "правила игры". Напрашивается аналогия из большого спорта, где молодые люди ориентированы на максимальный результат, от которого зависит их карьера и благосостояние. Те, кому не удалось его достичь, вынужденные сойти с олимпийской дистанции, как правило, переживают это как настоящую трагедию, не видят для себя места в жизни, ощущают себя "потерянным поколением". Эпитет "потерянное поколение" слишком часто прилагается средствами массовой информации к большей части современной молодежи. В прессе и публицистических произведениях рисуются страшные картины деградации личности молодого человека, всеобщего морального упадка, потери всяких духовно-нравственных ориентиров в жизни.

Не закрывая глаза на все болезненные, острейшие проблемы современности, все-таки отметим, что мы знаем и другую молодежь. Ту, которая без раздумий жертвует своими жизнями в борьбе с террористами, добровольно участвует в проектах социальной помощи и реставрационных работах, приходит в братства, православные центры и организации с единственным намерением бескорыстно послужить своими способностями доброму делу. Мы знаем одаренную, благородную, неуспокоенную молодежь. И её, по-прежнему, как и всегда, в России немало. Надо только иметь желание, и полномочия, внутри Церкви, чтобы уметь организовать нашу молодежь, чтобы попытки бить по рукам тем, кто это делает – пресекались бы на самом верху.

Заблудшие, оступившиеся, немощные были всегда, но этих людей было бы значительно меньше, если бы и для них нашлось дело, та форма служения ближнему, в которой и они смогли бы раскрыть весь свой личный потенциал, все те таланты, которые им дарованы от рождения Богом.

Не будем смущаться нравами и обычаями наших молодых людей. Вспомним, как подчас некрасивы бывают у великого мастера черновики, предваряющие рождение шедевра, из какого сора зачастую произрастает прекрасное растение. Но вот кропотливый труд художника окончен. Перед нами - радующее взор выдающееся произведение искусства. Кто теперь вспомнит о неприглядных черновиках? Да и мы сами, взрослые, склонны забывать опыт своего детства и юности, неохотно вспоминаем собственные падения и ошибки».

Председатель ОВЦС Московского патриархата Высокопреосвященнейший митрополит Иларион в одном из своих недавних выступлений назвал молодежь «основной группой риска» в Церкви в силу несформированности ее сознания, подверженности разного рода влияниям и одновременно - необходимости определить жизненные приоритеты. При этом он подчеркнул, что нынешняя «молодежная субкультура разительно отличается от того, чем на протяжении веков жила Церковь», повергая молодых людей в состояние «некоей раздвоенности: с одной стороны, как церковный человек он должен вести жизнь собранную, строгую, ориентированную на христианское нравственное учение. Но, с другой стороны, весь окружающий мир настраивает его на совершенно иные ценности, прямо противоположные учению Церкви».

В этой ситуации очень важна роль Церкви и доверие к ней: именно Она может сориентировать молодого человека в области ценностей – фундаментальных, незыблемых и временных, преходящих; именно Церковь поддержит в кризисных ситуациях. Но доверие к Церкви редко дается «в готовом виде»; его необходимо «возгревать» и воспитывать в себе, невзирая на то, что в данный момент молодому человеку может быть не все понятно в Церкви, не со всем он внутренне согласен. «Не нужно ждать до тех пор, пока мы все поймем и со всем согласимся. Может случиться, что этого никогда и не произойдет. У христианина должно быть очень глубокое внутреннее доверие к Церкви», – сказал архиерей и призвал, не откладывая, уже здесь и сейчас жить по-христиански: «Жить по-христиански - это значит плыть против течения, ориентироваться на то, что является сегодня забытыми добродетелями или отторгнутыми ценностями».

«Церковь – то духовное пространство, которое абсолютно необходимо для молодых людей. Церковь не призывает всех становиться монахами, порывать с миром. Она призывает жить в мире, но быть «солью земли» и «светом миру», т.е. жить высшими ценностными ориентирами», – заключил митрополит.

Организатору приходской молодежной работы митрополит Иларион посоветовал сосредоточиться на создании малых групп, которые бы помогали молодым людям войти в Церковь, научиться молитве. По его словам, сегодня явно недостаточно «мостов», которые помогали бы приходящим в храм «пробираться через огромный пласт церковной субкультуры». «Если хотя бы эту работу наладить на приходе, Церковь перестанет быть пугающей для молодого человека».

Особое внимание развитию молодежного служения в Церкви уделяет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Как он сказал в одном из интервью: «когда я задумался о том, что я должен буду сказать церкви нашей да и всему миру после избрания меня Патриархом, то первая мысль, которая возникла, это мысль о молодежи. Я бы остановился на двух причинах, почему считаю молодежную работу в церкви приоритетной для всей Церкви. Первая и самая главная причина заключается в том, что линия борьбы между светом и тьмой сегодня, между Богом и дьяволом, линия борьбы особым образом проходит по сердцам юных людей, молодых людей.

Во-первых, в силу того, что молодой человек очень восприимчив к окружающим. Он способен учиться. Это замечательная способность. Кстати, когда человек перестает быть способным учиться, наступает старость. Эта старость не связана с возрастом физическим, с цифрами, которые в паспорте. Старость – это понятие, которое связано с мироощущением. Если человек способен все время учиться и впитывать новое, он не старый человек. Даже если и возраст у него почтенный. Так вот молодость – это то время, когда человек способен впитывать новое. Но есть здесь и некая опасность. С возрастом вырабатывается свой взгляд на жизнь, своя философия жизни, даже если человек совсем и не философ, свое понимание того, что происходит с личностью, с миром, с обществом. Вырабатывается своя жизненная позиция. И в зрелом возрасте, если эта жизненная позиция в процессе обучения или просто через восприятие окружающего мира сталкивается с чем-то, что входит в конфликт с этой позицией, то у людей зрелых чаще всего хватает сил переоценить поступающую информацию, накладывая на нее свое собственное мировоззрение и свою собственную жизненную позицию, и свой собственный опыт.

Поскольку у молодежи небольшой опыт, и поскольку молодежь в силу физических и физиологических своих качеств и способностей как бы заточена на восприятие, то вот такого внутреннего критерия часто у молодежи нет. Именно поэтому молодежь не только воспринимает новое более интенсивно, чем его воспринимают люди среднего и старшего поколения. Но еще и есть проблема в том, что молодежь менее критически воспринимает то, что ей говорит старшее поколение».

В настоящее время в Русской Православной Церкви получают свое развитие те формы различной молодежной активности, основания которой были заложены в начале 1990-х годов, в том числе и благодаря трудам митрополита Александра (Могилева), его заместителя по молодежному служению епископа Геннадия (Гоголева).

Сейчас уже новые люди дают новое развитие деятельности православных молодежных объединений в России. Так 09.11.2010 5 ноября 2010 года в рамках IX выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» состоялась конференция «Православные молодежные организации и проекты. Соработничество с государственными структурами».

Работу мероприятия возглавил председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий (Пунин). По словам владыки, одной из первоочередных задач, поставленных Святейшим Патриархом, является обучение практическим навыкам и теоретическим основам молодежной работы в храмах, в связи с чем в епархиях будут организованы специальные курсы. В качестве основы будет использован положительный опыт московских курсов «Вера и дело», организованных совместно с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом.

«По-прежнему основным принципом нашей деятельности является то, что создание годовой программы базируется на инициативах, исходящих от самой православной молодежи, — сказал епископ Игнатий. — Именно молодежные организации и движения являются генераторами тех идей, которые по согласованию с руководящими структурами и при активной поддержке городских властей нам удается воплотить в жизнь».

В ближайшем будущем и на всех вообще, полноценно функционирующих приходах, во всех епархиях нашей Святой Церкви появятся организаторы молодежного служения. И хочется верить, что миссия Церкви в этой сфере будет успешной.

Архимандрит Зосима (Шевчук)  18.06.2011



Источник: http://www.stgeorgy.ru/ArticleDetailed.aspx?ID=30
Категория: Статьи | Добавил: Администратор (11.01.2012) | Автор: Архимандрит Зосима (Шевчук)
Просмотров: 2259 | Теги: Молодёжь, церковь, работа | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]